Довелось случайно посетить благотворительный концерт - www.meloman.ru/concert/blagotvoritelnyj-koncert.... Нет, попала я на него не случайно – просто когда закупала билеты, не обратила внимания, что концерт благотворительный. Только накануне, когда решила заглянуть на сайт и освежить в памяти, на что же я всё-таки иду, заметила информацию и про благотворительность, и про концертно-театральное исполнение. То есть не просто будут стоять и петь, а ещё что-то изображать в каких-никаких декорациях и костюмах. Во как! К тому же, если изначально я брала билет на Musica Viva, Рудина и незнакомое произведение незнакомого композитора, то к моменту концерта добавилась ещё одна причина – бас Пётр Мигунов, которого я слышала в октябре в "Реквиеме" Моцарта и который тогда, несмотря на довольно маленькую партию, произвёл впечатление и вызвал интерес.
Так что ехала с воодушевлением.
Интересное началось с программки. Оказалось, что организаторы концерта выступают в защиту женщин и детей и против абортов. Мероприятие очень удачно попало на канун годовщины легализации последних.
На секунду возникла мысль – а не свалить ли? Но, во-первых, мои деньги уже всё равно ушли кому надо, а во-вторых – см. первый абзац про Musica Viva, Рудина и т.д.
По мере изучения программки становилось всё интереснее. Цитата:
"Главные герои оперы "Русалка", став жертвой общественной морали, трактующей, что допустимо, а что нет, воссоединяются через 12 лет. И соединяет их именно ребёнок, которого мать сохранила, несмотря на самые невероятные обстоятельства своего существования. Это подводит нас к главному выводу: сохраняя жизнь, мы сохраняем шанс всё исправить, всё превозмочь. А лишая жизни, мы делаем ошибку, которую уже не поправить никогда".
Ммм, ну не знаю, не знаю… Учитывая содержание (ru.wikipedia.org/wiki/Русалка_(опера_Даргомыжского)) и текст либретто (libretto-oper.ru/dargomyjsky/rusalka), выбор произведения для пропаганды сохранения жизни лично мне кажется странным. Наташа ведь утопилась, то есть она, получается, не только убийца собственного нерождённого ребёнка, но ещё и самоубийца. Опять же, её статус с момента утопления должен, как мне кажется, расцениваться с позиции христианства скорее негативно – ведь нечистая сила же! И помыслы у неё какие-то нехорошие – о любви-мести, мученьях для разлучницы. И в конце ей приносят труп князя. В общем, то ещё "воссоединение". Хорошо так "исправили". Интересное творческое переосмысление.
А ведь концерт ещё даже не начался.
Перед началом кто-то из организаторов коротенечко выступил, другими словами пересказал то, что было написано в программке, и кое-что добавил от себя.
И началось.
Естественно, без видеопроекций не обошлось. Впрочем, в данном случае это вполне оправдано – занавес между действиями не опускают, декорации, в основном, одни и те же, так что изображение на экране места действия (берег реки, дворец, подводное царство) выглядит вполне оправданным – что-то вроде нарисованного задника, только мерцающего, бурлящего, меняющего цвет и т.д.
Мельник у нас оказался не просто мельником, а ещё и местным знахарем - в частности, он смешивает разные снадобья и на бартерной основе снабжает ими девушек. Для чего девушкам нужны эти снадобья, как они действуют (и против чего выступают организаторы концерта), было показано на экране во время увертюры. Без излишнего натурализма, но наглядно. Дочурке своей Мельник тоже такой пузырёк предложил, но она предпочла сигануть в Днепр.
Кстати, о сигании. Сцена была решена таким образом, что возвышение со Светланой Касьян отъезжало вглубь сцены. В какой-то момент я испугалась за певицу, поскольку всё шло к тому, что она вот-вот приложится затылком о выступ стены. К счастью, Мигунов вовремя положил руку ей на голову.
Во втором действии у нас была свадьба. По такому случаю на маэстро Рудина надели бэлый шмокинг. Очень весёлым и задорным получился вставной танцевальный номер. Но гвоздь программы поджидал в самом конце, когда на сцену, через центральный проход зрительного зала, вывели двух далматинов. Точнее, на сцену вышел только один – второй обеими лапами упёрся в лесенку и застыл. И не сдвинулся ни на миллиметр, несмотря на толкания и пихания, чем сорвал бурные аплодисменты. (Стыдно признаться, но я уже не помню, когда в последний раз так ржала - до слёз.)
После антракта постановочное коленце было выкинуто только одно – Дмитрий Хромов (князь) порвал на себе свитер, чтобы, значит, в воду было удобнее бросаться, и на некоторое время оказался топлесс. Ну и на экране показали, как его под водой русалки тащат.
Что касается звукового аспекта концерта, то на певцах были замечены микрофоны, что наводило на нехорошие мысли - о подзвучке.
А пели хорошо. Даже слова были понятны. Отдельные. Иногда. Впрочем, возможно, виновато мое местоположение на верхотуре, потому что когда певцы разворачивались ко мне передом, становилось понятнее и слышнее.
Меньше остальных мне понравилась Касьян – на форте голос был очень резкий, почти неприятный.
Когда Хромов спел свою первую фразу, я подумала: "Ой!" Нет, он ничего криминального не сделал, просто я такой тембр не очень люблю. (Впрочем, я когда-то Ванзо считала "козловатым" тенором – вот стыдоба-то!) Но в процессе – убедил и даже понравился.
У Кулаевой всё было очень ровненько, тембр приятный.
Героем вечера для меня стал Мигунов. Я слышала его всегда, даже когда он стоял ко мне спиной в другом конце зала. Его спятивший Мельник произвёл очень сильное впечатление, одновременно страшное и жалкое.
В целом – получила массу удовольствий… разного рода. О потраченных денежных средствах и времени не жалею.