С целью проникнуться, посетила вчера "Евгения Онегина" в КЗЧ. Состав:

Большой симфонический оркестр
имени П.И.Чайковского
Дирижер – Владимир Федосеев
Хор Академии хорового искусства
имени В.С. Попова
Государственный академический Московский областной хор имени А.Д.Кожевникова
Татьяна - Екатерина Щербаченко
Ольга - Светлана Шилова
Онегин - Борис Пинхасович
Ленский - Алексей Татаринцев
Гремин - Николай Диденко
Ларина - Елена Евсеева
Филипьевна - Анна Викторова

Совсем проникнуться не получилось, чтобы вот прямо "ах, теперь моя любимая опера!" (или хотя бы одна из), но ощутимый шаг в сторону принятия всё-таки был сделан.

Про оркестр и хор даже говорить ничего не хочется - настолько всё было замечательно! Даже возникла крамольная мысль, что будь я Петром Ильичом, не оперу написала бы, а большую симфоническую поэму часика на полтора-два. Красоты было бы не меньше, а риска вокальных огрехов удалось бы избежать.

Если говорить о певцах, то мужская часть состава произвела на меня куда более приятное впечатление, чем женская, хотя бы потому, что у мужчин почти все слова были понятны. А вот в "Слыхали ль вы..." удалось разобрать, собственно, только "слыхали ль вы" - всё остальное звучало как на иностранном и незнакомом языке. У Шиловой было понятнее, чем у других, но сольного пения у неё мало. Щербаченко произносила текст чётко, когда было не очень высоко и не очень громко - в остальных случаях мало что можно было понять.

Мне очень понравилось, как Щербаченко сыграла сцену письма. Если бы она просто декламировала пушкинский текст, было бы, думаю, вообще отлично. Но, к сожалению, там нужно ещё и петь. И здесь та же история, что и с дикцией - когда не очень высоко и не очень громко, получалось хорошо и даже душевно, но повыше и погромче начиналась борьба певицы с материалом и с самой собой. И материал в этих случаях побеждал нокаутом.

Противоречивые чувства вызвал Татаринцев. Тембр какой-то странный. Нет, не неприятный, но... странный. Причём он не во всех регистрах такой. Не знаю, как объяснить. Образ получился тоже странный, точнее, он не получился. Были метания в треугольнике "образ - красивости ради красивостей - экзальтация в стиле "моя морковь", и всё это могло чередоваться в рамках небольшого фрагмента. При всём при том я не могу сказать, что его выступление было плохим - сама искренне ему хлопала. Но вот не знаю. Может, потом пойму, в чём тут дело. И ещё один странный момент - текст он произносил чётко, но иногда прорывался как будто какой-то акцент, какой обычно у иностранцев бывает, когда они стараются правильно произносить русские слова.

Диденко - шероховатости были, но сгладил их чувством.

Вот кто молодец без вопросов, так это Пинхасович! Тут вам и вокал, и образ, и дикция, и - пластика, что немаловажно, так как в этом концертном исполнении было довольно много элементов сценического действия.

Полноценно "включиться" у меня получилось только в четвёртой картине - до этого постоянно как будто что-то раздражало. Потом дошло - начиная с четвёртой картины вплоть до седьмой мало пения у женских персонажей вообще и у Татьяны в частности. Мда, дамы в этот вечер явно не блистали...

Ничто не предвещало, но во время дуэта "Враги! Давно ли друг от друга..." со мной внезапно случился катарсис. Так что буду по мере возможности и дальше пытаться нырнуть в "Онегина" поглубже. Что-то там такое блестит в глубине...