Записи с темой: опера (список заголовков)
15:12 

"Евгений Онегин" ("Новая Опера", 01.06.2018)

Подруга разрекламировала мне театр «Новая Опера», решила сходить. В качестве пробного камня был выбран «Евгений Онегин».

«Новая Опера» - очень красивый театр, что снаружи, что внутри. Внутри - так просто ах! Есть даже каскадный фонтан.

На сайте театра было заявлено, что «Онегин» идёт 2 часа 10 минут без перерыва. Ни один театр просто так не откажется от доходов, получаемых с буфета в антрактах, значит, речь шла о какой-то принципиально важной концепции.

На самом верху, на площадке у входов на балкон, зачем-то стоял, закреплённый на очень старом стульчике, чуть менее старый ламповый телевизор. Роль телевизора (очень важная) прояснилась позже, уже во время спектакля.

Перед началом было вступительное слово. Спектакль посвящался памяти хормейстера Сергея Александровича Лысенко, скончавшегося в мае.

Я надеялась, что все опоздуны успеют рассесться по местам во время вступительного слова. Ага, щаз! В партер-то после третьего звонка уже не пускали (там же оркестр, певцы – нельзя их отвлекать!), а вот на балкон – добро пожаловать! Нет, я, в принципе, не против – всякое бывает, может пробка случиться из-за аварии, да мало ли что ещё. Иногда, конечно, я мечтаю о системе, при которой после третьего звонка входы в зал автоматически забирались бы тяжёлыми чугунными решётками, как в старинных замках, но понимаю, что это невозможно – под решётку может кто-нибудь попасть, да и пожарные службы не допустят. Но тогда билетёры должны, что ли, объяснять опоздавшим, что войти в зал нужно тихо; быстренько (и тихо) занять свободное место, которое рядом, а если его нет, то временно остаться стоять; во время паузы или аплодисментов быстренько (и тихо) проскочить на свое (или ближайшее свободное) место. А билетёры вместо этого довольно громким шёпотом говорят, указывая в темноте на одно из кресел: «Вон там, там свободно, туда идите!».

В общем, хождение по залу и рассаживание продолжались до самого конца арии Ольги.

Спектакль шёл в музыкальной редакции Евгения Колобова. Это настораживало – не люблю вмешательств в авторскую партитуру, не санкционированных автором. У Колобова таких вмешательств я услышала два с половиной (может, их было больше, но «Онегина» я наизусть не знаю, поэтому заметила то, что бросилось в уши), и, наверное, полтора из них были к месту и по делу, но всё равно – принципиально не одобряю. Потому что начинается всегда с изменения пары слов и пары тактов, а потом Курентзис и Селларс вставляют в «Милосердие Тита» Моцарта фрагменты других произведений Моцарта, объясняя это тем, что Моцарт именно этого и хотел, просто оригинальную музыку не успел написать. Нет, опять-таки, я – не против. Но только если в афише будет написано: «Спектакль П. Селларса и Т. Курентзиса «Милосердие Тита». По мотивам одноимённой оперы Вольфганга Амадея Моцарта». А пишут совсем другое.

Антракт действительно был принесён в жертву концепции – принципиально важной. Семь сцен шли без пауз, картины переходили одна в другую, иногда прерываясь аплодисментами. И это было потрясающе! Я уже, наверное, не смогу воспринимать «стандартного», «поделённого» «Онегина» - настолько естественно он смотрится и слушается сплошным, цельным полотном, а не привычными семью отдельными кусками. Прямым следствием этой цельности была некоторая условность и минимализм декораций (пустое креслице в арии Ленского – просто душераздирающее!), что по мне так большой плюс – ничто не отвлекает от пения. А пение было просто великолепное! Теперь вот думаю – это мне повезло или в «Новой Опере» всегда так.

Совершенно чудесной была находка с запевом «Болят мои скоры ноженьки…» Я вздрогнула, когда голос солиста раздался… за моей спиной. Я сидела у самой двери, а хор, по всей видимости, располагался на площадке у входов на балкон, за пределами самого зала. И по старому телевизору на старом стульчике хору, скорее всего, показывали дирижёра.

Многие ходят на «Евгения Онегина» за арией Ленского (некоторые даже уходят сразу после сцены дуэли - и правда, кому нужны эти разборки Татьяны с Онегиным?). Я – тоже. Но ещё я хожу на куплеты Трике. Это не шутка. Я их очень люблю. Это очень красивые и душевные куплеты – если спеть их искренне, без харАктерности и комикования. Вчера на куплетах Трике я чуть не прослезилась – так трогательно Максим Остроухов исполнил их! Я позавидовала Татьяне и захотела, чтобы на моих именинах мне тоже так вот спели. На секунду даже пожалела, что меня зовут не Татьяной, в которую этот конкретный Трике наверняка влюблён – оттого и путается в русских падежах чаще обычного.

А ещё я хожу на дуэт-канон «Враги! Давно ли друг от друга…» Я даже на арии Ленского могу не заплакать, а на этом дуэте – обязательно. И последнюю треть этого дуэта (который полностью длится минуты полторы) мне изгадили. Нет, певцы и оркестр тут ни при чём. Просто очередная опоздавшая (неслабо так опоздала) мадама решила, при попустительстве билетёра, войти в зал и пролезть на свободное место, в частности, через меня. А ещё поскрипеть и пошуршать, устраиваясь поудобнее, испоганив таким образом не только мой любимый дуэт, но и вообще весь финал сцены дуэли. Вот нельзя было постоять-подождать пять минут, а? Грянул бы полонез, и лезь ты куда хочешь. Нет, сама пропустила драматичнейший момент оперы и другим его испортила.

Во время полонеза на сцене появилось много мужчин в эполетах, я всё гадала, который из них Гремин. Когда один из мужчин отделился от остальных и вышел вперёд, моя челюсть стукнулась об пол. Не знаю, как там было вблизи, но с моего распоследнего ряда это был… это был… охренительный мужчина! Ну настоящий полк… генерал! То есть, ему, в принципе, можно было уже не петь. Вообще. Но он запел! И как запел! Владимир Кудашев – записать-запомнить!

Не только на меня Гремин произвёл такое ошеломляющее впечатление. Сидящая передо мной дама решила рассмотреть его получше, для чего достала из сумки бинокль, капитально завернутый в полиэтиленовый пакет, с чувством, с толком и с расстановкой извлекла бинокль, посмотрела на Гремина, опять же - с чувством, с толком и с расстановкой завернула бинокль обратно в пакет и обстоятельно уложила его в сумке. Всё это – во время арии «Любви все возрасты…» Я думала наклониться к ней и что-нибудь такое угрожающее сказать, но пока выбирала, что лучше – «засуну бинокль в...» или «надену пакет на голову и замотаю», она, во-первых, уже всё убрала, а во-вторых – случилась музыкальная неожиданность (одно из замеченных мной вмешательств). Повтор «Любви все возрасты…», до слов «Онегин, я скрывать не стану…», пел не сам Гремин, а хор мужчин в эполетах. Очень красиво и эффектно получилось, но – не одобряю по уже названным выше причинам. Ладно бы Гремин был не ахти, но тут-то! Жалко было, что у такого певца целый кусок отняли. Вообще, при таком Гремине метания Татьяны в последней картине выглядят несколько надуманно, потому что – ну не конкурент ему Онегин, совсем не конкурент. Это притом, что Илья Кузьмин был совершенно замечательный! Да все были замечательные!

Финал изменили (собственно, другие полтора вмешательства). Последними словами Онегина были «О смерть! Иду искать тебя!» (вроде это был первый вариант Петра Ильича), после которых он схватился за сердце, опустился в кресло и, похоже, умер. Много людей вышли на сцену, и всё закончилось темой Ленского. Не могу пока уяснить и объяснить себе этот финал, надо подумать.

Итоги: хочу ещё! Обязательно теперь буду ходить в «Новую Оперу»! Несмотря на отдельную публику…

@темы: "Евгений Онегин", "Новая Опера", Музыка, Опера, Чайковский, публика - дура!

19:04 

Вчера была на "Турке в Италии", в Камерном театре Покровского.

Приехала, как всегда, сильно раньше. Прогулялась по Никольской улице и Красной площади - на последней долго не задержалась из-за ужасного ветра, который в районе храма Василия Блаженного был особенно безжалостен. На Никольской минут двадцать посидела на скамейке, послушала уличного музыканта. После первой песни ("Ой, мороз, мороз") захотела бросить ему в сумку рублей пятьдесят - так душевно пел! - но после пятой передумала. Душевно, но одинаково. "Мохнатый шмель" слушать уже не стала - замёрзла и пошла к театру.

В качестве самостоятельного Камерный театр Покровского доживает последние недели - в июне его присоединяют к БТ. Бардак уже начался - на сайте нет точного состава не только на сегодняшний (о завтрашнем и более поздних я и не говорю), но даже на вчерашний спектакль. В книге отзывов (тетради в клетку формата А4 - предыдущую, более презентабельного вида, похоже, всю исписали) записи примерно одного содержания: "Уничтожение театра - преступление! Министерству культуры - позор! Мединский - редиска!" Буфетчик, правда, был спокоен. Но он всегда спокоен.

"Турок", к счастью, удался на славу! Случился практически идеальный состав, почти полностью повторяющий декабрьский совсем идеальный (вчера доном Джеронио вместо Прокопьева был Шевчук - ничего плохого не могу о нём сказать, но Прокопьев лучше). Касумова - чудо и молодчина! Только бы БТ не угробил труппу и не нагнал в театр питомцев своей молодёжной программы...

@темы: Опера, Музыка, Жизненное

15:20 

День рождения

Однажды, много лет назад, когда моё знакомство с оперой только начиналось, я решила послушать незнакомую мне вещь - "Андре Шенье" Джордано. Оперу эту выбрала исключительно потому, что в записи, которая была у нас дома, пел Пласидо Доминго - я тогда очень любила Доминго. Немного расстраивало то, что его персонаж (собственно, Андре Шенье) появляется в опере не сразу, и придётся некоторое время слушать других певцов (пропустить первые треки моя музыкальная совесть не позволяла).

С начала записи прошло минуть пять - и я забыла про Доминго.

Так в моей жизни появился Шеррилл Милнз. Я влюбилась в него сразу, как только услышала, а уж когда увидела..!

Сегодня ему исполняется 83 года. С днём рождения!

изображение

изображение






@темы: Музыка, Опера, Шеррилл Милнз

16:47 

"Милосердие Тита"

С оперой "Милосердия Тита" у меня произошла внезапная история.

До встречи с этим произведением оперой Моцарта № 1 для меня был "Дон Жуан" (путь к которому был долог, труден и тернист, но это другая история). И вот однажды я решила фоном к небольшому ремонту включить для ознакомления запись "Тита" под управлением Карла Бёма. Запись мне не понравилась совершенно - какая-то тоска и тягомотина. Но! Я почувствовала, как это может быть. Вдогонку послушала версию Мути - и это было уже совсем другое дело! И вслед ещё несколько записей (притом что слушать одну и ту же вещь более двух раз подряд, не говоря уже о трёх-четырёх-пяти, мне, вообще-то, несвойственно), одна другой краше. И кавалерийским наскоком "Милосердие" хоть и не сместило "Дон Жуана" с пьедестала, но прочно обосновалось рядом, образовав, таким образом, мой личный моцартовский оперный дуумвират.

Поэтому когда я узнала, что "Милосердие" идет в Камерном театре им. Покровского, возник интерес и желание сходить. Произведение я к тому времени знала уже достаточно хорошо, так что возможное неудачное исполнение не испортило бы в моих глазах его репутацию.

И наконец вчера я выбралась!

Во-первых, очень понравился сам театр - внутри всё синее! Мой любимый цвет. Кругом зеркала, очень красиво. До первого звонка ходила-бродила, просто глазея по сторонам.

А потом пришла тётенька - с колокольчиком! Настоящим! Просто ходила туда-сюда и звонила, никаких динамиков по стенам. Прелесть!

Входы в зал - только с одной строны, так что к дальним от сцены и противоположным от входов местам иногда нужно пробираться по довольно замысловатым траекториям, но это мелочи. Тем более что кресла очень удобные, и ноги есть куда поставить.

Атмосфера чудесная совершенно!

Что касается музыкальной части, то, признаюсь, увертюра меня несколько насторожила. Нет, я не то чтобы ждала чего-то нереально воздушного и тонкого (за воздушностью, тонкостью и разъятием партитуры на атомы - добро пожаловать к студийной записи, например, Арнонкура), но тут было как-то совсем размашисто. Я встревожилась.

Но пришли певцы, стало хорошо, и тревога исчезла. Нет, я не могу сказать, что всё было гладко и без огрехов, но последние были единичны (кто-то разок мазанул колоратуры, у кого-то громкая высокая нота вышла чересчур пронзительной, кто-то чуток переиграл), и разбирать их подробно мне ну вот совершенно не хочется. Потому что на общем ощущении праздника и душевного подъёма эти мелкие неудачи не отразились никак. Хотелось подойти ко всем певцам, обнять и сказать, какие они молодцы. И поблагодарить за то, что благодаря им я наконец живьём услышала и увидела одну из любимейших опер.

Около десяти часов вечера я вышла из театра совершенно счастливая. С намерением вернуться.

@темы: Опера

00:20 

"Симон Бокканегра"



Клод Кале (тот самый Фредерик, чьё "Leur vertu si bizzarre manque d'apparat" из записи "Лакме" под управлением Бонинга было мною заслушано почти до таких же дыр, что и "Fantasie aux divins mensonges" Жеральда-Ванзо, "цветочного дуэта" или арии с колокольчиками), Ксавье Депра (уникальная личность -
помимо карьеры оперного певца ухитрился обзавестить нехилой неоперной фильмографией), Ален Ванзо (БООООООГ!), Андре Эспозито (тоже хороша), Рене Бьянко (мама зашла в комнату и спросила, почему Нуччи поёт по-французски; я ей объяснила, что это не Нуччи, хотя местами, действительно, ужасно похож).

Увидев продолжительность (2 часа 10 минут), обрадовалась, что купюр будет немного, но, к сожалению, реальность не оправдала ожиданий: собственно запись с Ванзо длится только первые полтора часа. Такие расширенные highlights. То есть, зарезано по живому. А последние сорок минут - это какой-то другой "Симон", без Ванзо, на итальянском, орут сильно, в общем, я его бросила.

@темы: Музыка, Опера

17:19 

"... не считая собаки"

Довелось случайно посетить благотворительный концерт - www.meloman.ru/concert/blagotvoritelnyj-koncert.... Нет, попала я на него не случайно – просто когда закупала билеты, не обратила внимания, что концерт благотворительный. Только накануне, когда решила заглянуть на сайт и освежить в памяти, на что же я всё-таки иду, заметила информацию и про благотворительность, и про концертно-театральное исполнение. То есть не просто будут стоять и петь, а ещё что-то изображать в каких-никаких декорациях и костюмах. Во как! К тому же, если изначально я брала билет на Musica Viva, Рудина и незнакомое произведение незнакомого композитора, то к моменту концерта добавилась ещё одна причина – бас Пётр Мигунов, которого я слышала в октябре в "Реквиеме" Моцарта и который тогда, несмотря на довольно маленькую партию, произвёл впечатление и вызвал интерес.

Так что ехала с воодушевлением.

Интересное началось с программки. Оказалось, что организаторы концерта выступают в защиту женщин и детей и против абортов. Мероприятие очень удачно попало на канун годовщины легализации последних.

На секунду возникла мысль – а не свалить ли? Но, во-первых, мои деньги уже всё равно ушли кому надо, а во-вторых – см. первый абзац про Musica Viva, Рудина и т.д.

По мере изучения программки становилось всё интереснее. Цитата:
"Главные герои оперы "Русалка", став жертвой общественной морали, трактующей, что допустимо, а что нет, воссоединяются через 12 лет. И соединяет их именно ребёнок, которого мать сохранила, несмотря на самые невероятные обстоятельства своего существования. Это подводит нас к главному выводу: сохраняя жизнь, мы сохраняем шанс всё исправить, всё превозмочь. А лишая жизни, мы делаем ошибку, которую уже не поправить никогда".

Ммм, ну не знаю, не знаю… Учитывая содержание (ru.wikipedia.org/wiki/Русалка_(опера_Даргомыжского)) и текст либретто (libretto-oper.ru/dargomyjsky/rusalka), выбор произведения для пропаганды сохранения жизни лично мне кажется странным. Наташа ведь утопилась, то есть она, получается, не только убийца собственного нерождённого ребёнка, но ещё и самоубийца. Опять же, её статус с момента утопления должен, как мне кажется, расцениваться с позиции христианства скорее негативно – ведь нечистая сила же! И помыслы у неё какие-то нехорошие – о любви-мести, мученьях для разлучницы. И в конце ей приносят труп князя. В общем, то ещё "воссоединение". Хорошо так "исправили". Интересное творческое переосмысление.

А ведь концерт ещё даже не начался.

Перед началом кто-то из организаторов коротенечко выступил, другими словами пересказал то, что было написано в программке, и кое-что добавил от себя.

И началось.

Естественно, без видеопроекций не обошлось. Впрочем, в данном случае это вполне оправдано – занавес между действиями не опускают, декорации, в основном, одни и те же, так что изображение на экране места действия (берег реки, дворец, подводное царство) выглядит вполне оправданным – что-то вроде нарисованного задника, только мерцающего, бурлящего, меняющего цвет и т.д.

Мельник у нас оказался не просто мельником, а ещё и местным знахарем - в частности, он смешивает разные снадобья и на бартерной основе снабжает ими девушек. Для чего девушкам нужны эти снадобья, как они действуют (и против чего выступают организаторы концерта), было показано на экране во время увертюры. Без излишнего натурализма, но наглядно. Дочурке своей Мельник тоже такой пузырёк предложил, но она предпочла сигануть в Днепр.

Кстати, о сигании. Сцена была решена таким образом, что возвышение со Светланой Касьян отъезжало вглубь сцены. В какой-то момент я испугалась за певицу, поскольку всё шло к тому, что она вот-вот приложится затылком о выступ стены. К счастью, Мигунов вовремя положил руку ей на голову.

Во втором действии у нас была свадьба. По такому случаю на маэстро Рудина надели бэлый шмокинг. Очень весёлым и задорным получился вставной танцевальный номер. Но гвоздь программы поджидал в самом конце, когда на сцену, через центральный проход зрительного зала, вывели двух далматинов. Точнее, на сцену вышел только один – второй обеими лапами упёрся в лесенку и застыл. И не сдвинулся ни на миллиметр, несмотря на толкания и пихания, чем сорвал бурные аплодисменты. (Стыдно признаться, но я уже не помню, когда в последний раз так ржала - до слёз.)

После антракта постановочное коленце было выкинуто только одно – Дмитрий Хромов (князь) порвал на себе свитер, чтобы, значит, в воду было удобнее бросаться, и на некоторое время оказался топлесс. Ну и на экране показали, как его под водой русалки тащат.

Что касается звукового аспекта концерта, то на певцах были замечены микрофоны, что наводило на нехорошие мысли - о подзвучке.

А пели хорошо. Даже слова были понятны. Отдельные. Иногда. Впрочем, возможно, виновато мое местоположение на верхотуре, потому что когда певцы разворачивались ко мне передом, становилось понятнее и слышнее.

Меньше остальных мне понравилась Касьян – на форте голос был очень резкий, почти неприятный.

Когда Хромов спел свою первую фразу, я подумала: "Ой!" Нет, он ничего криминального не сделал, просто я такой тембр не очень люблю. (Впрочем, я когда-то Ванзо считала "козловатым" тенором – вот стыдоба-то!) Но в процессе – убедил и даже понравился.

У Кулаевой всё было очень ровненько, тембр приятный.

Героем вечера для меня стал Мигунов. Я слышала его всегда, даже когда он стоял ко мне спиной в другом конце зала. Его спятивший Мельник произвёл очень сильное впечатление, одновременно страшное и жалкое.

В целом – получила массу удовольствий… разного рода. О потраченных денежных средствах и времени не жалею.

@темы: Опера, Музыка

Il catalogo è questo

главная